«Что должен знать ребенок в 6 лет, перед тем как идти в школу?» — этот вопрос беспокоит многих заботливых родителей.
Чтобы ответить на ваш вопрос, я воспользовалась различными учебными источниками, методичками, пособиями и рекомендациями, которые написаны специалистами в этой области, т.е. педагогами, психологами, методистами и т.д.
Сразу скажу, что дети разные, поэтому особо не волнуйтесь, если ваш ребенок не сможет выполнять некоторые из перечисленных пунктов. Это, конечно же, не повод для беспокойства, но звоночек к тому, что Вашему чаду нужно уделить больше внимания и немного с ним позаниматься!
Все критерии оценки я разделила на группы:
1. Понимание ребенком термина – размер. Малыш должен знать что такое:
- большой и маленький
- длинный и короткий
- оценивать фигуры по размеру.
2. Различать предметы по цвету и форме:
- знать названия основных цветов
- знать что такой круг, прямоугольник и квадрат
- различать фигуры или объекты по форме
- уметь находить среди ряда предметов похожие по форме.
3. Знать элементарные азы математики и уметь ею пользоваться:
- устно считать до десяти
- понимать что такое пустой и полный
- понимать что такое больше и меньше.
4. Готовность к школе по чтению. Ребенок должен:
- помнить объекты, фигуры, действующих персонажей, о которых говорилось в прочитанной книге
- знать что такое письмо
- ежедневно, хоть по немного читать самостоятельно
- слушать читаемые ему книги, вникая в суть сюжета
- ежедневно просматривать книги и журналы с яркими картинками, что вызовет у него интерес к активному чтению и познанию того, о чем же в них идет речь.
- наизусть читать стихи. Причем их количество должно быть не ограниченно. Чем больше ребенок читает стихов наизусть, тем лучше у него тренируется память.
- определять части тела
- определять объекты, которые имеют функциональное использование
- знать название основных животных зоопарка и домашних животных
- произносить свое имя
- произносить фамилию
- рассказать о себе в устной форме
- звать других детей по имени
- пояснять смысл простых слов
- точно повторить предложение, состоящее из 6- 8 слов
- завершить неполное предложение, вставив в него правильное слово
- иметь собственные книги
- понимать, что текст может нести полезную информацию
- пробовать читать
- давать ответы на вопросы о рассказе
- понимать смысл слов в услышанной истории
- смотреть на фотографии и описывать ее
- читать свое имя
- писать свое имя.
Ориентироваться в пространстве, т.е. понимать:
- вверх и вниз
- спереди и сзади
- над(на) и под
- верхний, нижний, средний
- рядом и рядом с
- горячая и холодная
- быстрая и медленная.
Ориентироваться во времени:
- понимать день и ночь
- знать свой возраст и день рождения.
Правильно реагировать на звуки, различать их, понимать значение, а конкретнее:
- следовать простым указаниям
- слушать рассказ
- внимательно слушать
- узнавать общепринятые звуки
- повторять последовательность звуков
- повторять последовательность устно заданных чисел
- пересказывать простые истории в последовательности
Ребенок должен обладать моторными навыками, а значит, к школьному возрасту он:
- Умеет ходить по прямой линии
- Умеет работать
- Умеет прыгать
- Умеет лазить по лестнице
- Умеет маршировать
- Умеет стоять на одной ноге в течение 5-10 секунд
- Умеет пятиться на расстояние 2 метров
- Умеет бросать мяч
- Хлопает в ладоши
- Играет мечом
- Прикасаться пальцами к предметам
- Может нажать кнопку
- Строить из конструктора несложные объекты
- Развязывать простые головоломки (из 5 элементов и меньше)
- Рисовать каракули
- может пронестись молнией
- может хорошо управлять карандашом
- рисовать простые фигуры
- уметь резать ножницами, причем хорошо
- уметь копировать простые формы, т.е. перерисовывать.
Социально-экономическое развитие дошкольника должно быть следующим:
- может быть вдали от родителей, родственников или опекунов в течение 2-3 часов и не будет расстроен
- может сходить в туалет самостоятельно без помощи взрослых
- чувствует себя хорошо
- не боится идти в школу
- заботится о собственных вещах
- знает полное имя
- одевается самостоятельно
- умеет использовать носовой платок
- знает, какого он пола (мальчик или девочка)
- чистит зубы самостоятельно
- знает основные правила безопасного нахождения на улице
- знает куда идти в школу
- знает имена родителей
- знает домашний адрес
- знает домашний телефон
- может поддержать разговор
- может убрать со стола посуду и помыть ее
- поддерживает самоконтроль
- хорошо ладит с другими детьми
- знакомиться и играть с другими детьми
- признает авторитет
- легко общается с другими людьми
- любит учителей
- воспринимает гостей и посетителей без робости
- убирает игрушки
- может выполнять несложные задачи
- может работать самостоятельно
- помогает семье выполнять домашние дела.