Дети не могут оставаться равнодушными к вещам, которые они видят, ими владеет какая-то беспокойная потребность взять предмет в руки и заняться его исследованием — сломать, вскрыть, разделить на составные части. Но на самом деле эти так называемые деструктивные (разрушительные) игры не хулиганство, это познавательные игры. Ребенок хочет проникнуть в скрытый «механизм» вещей, в их внутреннее строение. Поэтому не стоит ругать его за то, что он сломал игрушку. Просто старайтесь давать ему прочные, которые нелегко разрушить. Для того чтобы ослабить интерес к деструктивным играм, направьте детскую активность на созидательную, так называемую конструктивную игру. Это игра с песком, кубиками, лепка…
В конце второго года жизни все большее значение для развития ребенка приобретает сюжетно-ролевая игра. Малыш копирует окружающую его жизнь. Игра усложняется, становится сюжетной с последовательными действиями. Например, ребенок берет машинку, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора. Играть, не отвлекаясь, он может в течение 15-20 минут.
Магазин. Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ребенку, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и позвольте ему насладиться этим занятием самостоятельно.
Эта игра требует вашего пристального наблюдения!
По коням! Все дети обожают забираться на спины своих пап (дедушек) и играть в лошадку, катаясь по всей квартире. Напомните своему маленькому наезднику или наезднице, что следует хорошенько держаться за одежду, особенно если «конь» решит встать на дыбы!
Краски для пальцев. Чтобы стать настоящим художником, сначала нужно научиться рисовать не кисточкой, а пальцами. Для этого возьмите специальные краски и покажите малышу, что произойдет, если обмакнуть в них палец и приложить его к белому листу бумаги, научите начинающего живописца смешивать разные цвета, делать отпечаток собственной ладошки.
Кукольный спектакль. Разыграйте с ребенком импровизированные диалоги из его любимых сказок, используя плюшевые игрушки и куклы.
Конь-огонь. Наденьте малышу на плечи «вожжи» из веревки, и пусть он быстро поскачет в течение минуты.
Веселый мячик. Ребенок стоит, держа в вытянутых руках мяч над головой. А теперь пусть приседает, касаясь мячиком пола то слева от себя, то справа (повторить 4-6 раз).
Путь к вершине. Ребенок взбирается вверх по невысокой лесенке — стремянке, а затем спускается вниз.
Морской котик. Лежа на животе, нужно прижать ладошки к плечам и с напряжением прогнуть спину (повторить 3-6 раз).
Меткий стрелок. Поставьте на пол тазик на расстоянии 60—100 см от малыша. Пусть он пытается попасть мячиком в тазик.
Колобок. Лежа на животике, ребенок обеими руками отталкивает от себя мячик средней величины, направляя его в сторону мамы (повторить 4-6 раз).
Зайчик. Пусть малыш прыгает вверх-вниз, вперед-назад и влево-вправо (повторить 4-6 раз).
Собачка. Пусть малыш походит на четвереньках, не опуская головы из одного конца комнаты в другой (повторить 3-4 раза).
Ходьба с препятствиями. Разложите на полу кубики, мячики, игрушки. Ребенок должен переступать через них сначала приставным, а затем чередующимся шагом.
Использованная литература:
Валерия Фадеева. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет (Практические советы для молодой мамы) 2010