Задача. Ребенок должен учиться элементарным навыкам самообслуживания.
Материал. Умывальник со смесителем, два стакана (или чашки), две зубные щетки, две зубные пасты, зеркало, губка для мытья тела или махровая рукавичка.
Методика. Откройте вместе с ребенком краны, чтобы установить желаемую температуру воды. Возьмите свою зубную щетку, смочите ее под струей воды и побудите ребенка сделать то же самое; «ведите», по возможности, его руку. Сначала учите чистить зубы без зубной пасты. Затем, отложив свою и его щетки в сторону, начинайте отвинчивать колпачок у тюбика с зубной пастой. Возьмите доминирующую руку ребенка и вместе со своей рукой отвинтите колпачок у тюбика с зубной пастой. Покажите ребенку, как выдавливают пасту и как закрывают отверстие, имеющееся на тюбике. Держите его руки и проведите эту процедуру вместе с ним. Ведите его руку с зубной щеткой ко рту, откройте рот и попросите ребенка сделать то же самое. Пусть он наблюдает в зеркале то, что он делает. Почистите вместе с ним его зубы в следующей всегда одинаковой последовательности: спереди, по обе стороны, внутренние поверхности челюсти. Заставляйте ребенка сплевывать излишки зубной пасты (иначе он может проглотить их). Ребенок должен наблюдать чистящие движения в зеркале. Возьмите ваш стаканчик и наполните его водой, попросите ребенка сделать то же самое с его стаканчиком. Если ребенок не может правильно держать стаканчик, то используйте для этого чашку с одной или двумя ручками. Можно сделать ручку чашки более толстой, обернув ее ленточкой пенопласта. Затем покажите ему, как берут воду в рот, полощут и затем сплевывают. Для маленьких детей и детей, которые не могут сплевывать, этот шаг является очень тяжелым: в большинстве своем они глотают воду. Если это произошло, то заставьте ребенка взять в рот немного воды, а затем быстро наклоните его голову вперед (прежде чем он закроет рот и проглотит воду), чтобы вода вылилась наружу. Помогите ребенку завинтить колпачок на тюбике с зубной пастой, сполоснуть щетку под струей воды и положить на свои места все принадлежности.
Покажите ребенку, что у него весь рот перемазан пастой, и предложите ему вытереть рот влажной губкой или махровой рукавичкой.
Вся цепочка «чистить зубы» очень сложна, и обучение длится довольно долго. Поощряйте ребенка за любое даже самое маленькое достижение. Старайтесь сразу же прекращать помощь там, где ребенок выполняет хотя бы отдельные звенья цепочки самостоятельно.
Для детей с нарушениями моторно-двигательного аппарата. Если ребенок плохо берет или не может правильно держать в руке зубную щетку, сделайте ручку щетки более толстой, обернув ее ленточкой пенопласта и закрепив ее.
Результат. Ребенок сам чистит зубы (помощь возможна только при отвинчивании колпачка тюбика или при выдавливании пасты).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002