Как научить ребенка чистить зубы

 


Задача. Ребенок должен учиться элементарным навыкам само­обслуживания.

Материал. Умывальник со смесителем, два стакана (или чаш­ки), две зубные щетки, две зубные пасты, зеркало, губка для мытья тела или махровая рукавичка.

Методика. Откройте вместе с ребенком краны, чтобы устано­вить желаемую температуру воды. Возьмите свою зубную щетку, смочите ее под струей воды и побудите ребенка сделать то же самое; «ведите», по возможности, его руку. Сначала учите чистить зубы без зубной пасты. Затем, отложив свою и его щетки в сторо­ну, начинайте отвинчивать колпачок у тюбика с зубной пастой. Возьмите доминирующую руку ребенка и вместе со своей рукой отвинтите колпачок у тюбика с зубной пастой. Покажите ребен­ку, как выдавливают пасту и как закрывают отверстие, имеющее­ся на тюбике. Держите его руки и проведите эту процедуру вместе с ним. Ведите его руку с зубной щеткой ко рту, откройте рот и попросите ребенка сделать то же самое. Пусть он наблюдает в зеркале то, что он делает. Почистите вместе с ним его зубы в следующей всегда одинаковой последовательности: спереди, по обе стороны, внутренние поверхности челюсти. За­ставляйте ребенка сплевывать излишки зубной пасты (иначе он может проглотить их). Ребенок должен наблюдать чистящие дви­жения в зеркале. Возьмите ваш стаканчик и наполните его водой, попросите ребенка сделать то же самое с его стаканчиком. Если ребенок не может правильно держать стаканчик, то используйте для этого чашку с одной или двумя ручками. Можно сделать ручку чашки более толстой, обернув ее ленточкой пенопласта. Затем покажите ему, как берут воду в рот, полощут и затем сплевывают. Для маленьких детей и детей, которые не могут сплевывать, этот шаг является очень тяжелым: в большинстве своем они глотают воду. Если это произошло, то заставьте ребенка взять в рот немно­го воды, а затем быстро наклоните его голову вперед (прежде чем он закроет рот и проглотит воду), чтобы вода вылилась нару­жу. Помогите ребенку завинтить колпачок на тюбике с зубной пастой, сполоснуть щетку под струей воды и положить на свои места все принадлежности.

Покажите ребенку, что у него весь рот перемазан пастой, и предложите ему вытереть рот влажной губкой или махровой рука­вичкой.

Вся цепочка «чистить зубы» очень сложна, и обучение длится довольно долго. Поощряйте ребенка за любое даже самое малень­кое достижение. Старайтесь сразу же прекращать помощь там, где ребенок выполняет хотя бы отдельные звенья цепочки самостоя­тельно.

Для детей с нарушениями моторно-двигательного аппарата. Если ребенок плохо берет или не может правильно держать в руке зуб­ную щетку, сделайте ручку щетки более толстой, обернув ее лен­точкой пенопласта и закрепив ее.

Результат. Ребенок сам чистит зубы (помощь возможна толь­ко при отвинчивании колпачка тюбика или при выдавливании пасты).

 

Источник:

Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002