Задача. Отрабатывается координация рука—рот. Цепочка действий (набрать еду в ложку—поднести ложку ко рту—взять в рот пищу с ложки —вернуть ложку в исходное положение) должна соблюдаться в определенной последовательности.
Материал. Тарелка, любимое блюдо ребенка, ложка.
Методика. После того, как ребенок уже может принимать пищу при помощи пальцев (печенье, порезанные на дольки фрукты и др.; см. А 10), начинается обучение ребенка еде с помощью ложки.
Убедитесь в том, что ребенок хочет что-нибудь съесть. Сядьте справа рядом с ребенком. Перед ним стоит тарелка, наполовину заполненная кашицеобразной едой, с ложкой в тарелке. Положите вашу руку на руку ребенка и ведите ее ко рту ребенка, а затем к тарелке с едой. Спустя некоторое время отпустите его руку и побудите его есть самостоятельно. Если ребенок не может повторить все снова, то ведите его руку и повторите эти движения еще раз. Постепенно прекращайте помогать: сначала опускать ложку, затем — отправлять ложку в рот. Во время еды вы должны разговаривать с ребенком, например: «Положи ложку в тарелку», «Возьми ложку в рот! Ах, как это вкусно!» Создайте приятную атмосферу для ребенка.
Всегда поощряйте успешные попытки со стороны ребенка, хвалите или вознаграждайте его легким поглаживанием или пожатием руки. Говорите при этом: «Какой молодец!» и т.п. Как только ребенок научится есть ложкой, вы должны побуждать ребенка к тому, чтобы повторять усвоенные движения при каждом приеме пищи, чтобы он все лучше осваивал приобретенный навык. Чтобы ребенок не подавился и не пролил еду, попросите его есть медленно, не торопите его, если он ест сам. Лучше предложить ребенку пишу, которая легко удерживается в ложке. Это мюсли, разные пюре, творог, рис с густой подливой. С такими блюдами, как суп, компот, горошек, ребенку пока еще трудно справиться самостоятельно.
Результат. Процесс еды идет без посторонней помощи, и лишь в отдельных случаях ребенок может пролить еду.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002