Задача. Формировать у ребенка представление об общих (родовых) понятиях.
Материал. Яблоко, резиновый мишка, перчатки, шапка, мешочки.
Методика. Положите перед ребенком одну перчатку и одно яблоко. Скажите: «Возьми то, что можно съесть». Если ребенок показывает на яблоко или берет его, похвалите его, пусть он откусит яблоко. Если ребенок не реагирует на ваше предложение, покажите ему яблоко и скажите: «Съешь». Положите перед ребенком несколько предметов на стол (перчатку, шапку, яблоко). Снова попросите его взять или показать что-то, что можно съесть.
Теперь упражняйте ребенка в овладении понятием «одеваться». Пусть он найдет среди различных предметов (сначала два, затем три и т.д.) одну вещь, которую он может надеть. Пусть он наденет этот предмет одежды, а вы похвалите его за это. Затем положите четыре предмета перед ребенком и предложите ему рассортировать их на те, которые можно надеть, и те, которые можно съесть. Далее выполняйте это упражнение с шестью и восемью предметами. Помогите ребенку при сортировке вещей и используйте понятия «съесть» и «одеваться». Попытайтесь это сделать с изображениями на картинках. Картинки можно вырезать, наклеить и по возможности раскрасить разноцветными красками. Вы можете использовать также картинки из серий лото, логопедических пособий и т.п. Предложите ребенку сортировать вещи, складывая их в мешочки: в один — вещи для одевания, в другой — для еды.
Результат. Ребенок располагает в определенном порядке минимум шесть предметов по двум критериям порядка (вещи, которые можно есть, и вещи, которые можно надевать).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002