Как научить ребенка использовать в речи противопоставления

Задача. Ребенок должен перейти от словаря деятельностного обихода к понятийным абстракциям (внутреннее действие) и уметь делать сравнения.


Методика.

1.    Холодное — горячее

Используйте для упражнений водопроводный кран. Подержите руки ребенка и свои под струей холодной воды. При этом говори­те ему, что вода холодная. Затем пусть ребенок возьмется за кран с горячей водой, подержите короткое время его пальцы под струей горячей воды и быстро уберите их. Скажите: «Горячая» — и подуйте при этом на его пальцы.

Поставьте перед ребенком два напитка (например, горячий и холодный чай). Спросите его, какой из них он хочет выпить.

Поставьте перед ребенком два одинаковых сосуда, один с го­рячей водой, а другой — со льдом. Завяжите ребенку глаза и ска­жите ему, что он должен найти лед. Постоянно подчеркивайте это противопоставление: горячее — холодное.

2.     Светло —темно

Знакомьте ребенка с этим противопоставлением, затемнив комнату, включая и выключая свет (говоря соответственно «свет­ло», «темно»), освещая темные углы комнаты фонариком. Спрячь­тесь в светлой комнате вместе с ребенком под одеялом, под стол, накрытый длинной скатертью.

Подчеркивайте это противопоставление: темно —светло.

3.     Быстро—медленно

Разучивайте это противопоставление во время ходьбы, бега, прыжков, при езде, стуке, т.е. так, чтобы ребенок в движении мог познать разницу.

Результат. Ребенок может по требованию дать пару противо­поставлений (горячее — холодное, светло —темно, быстро —мед­ленно).

Источник:

Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002