Задача. Ребенок должен перейти от словаря деятельностного обихода к понятийным абстракциям (внутреннее действие) и уметь делать сравнения.
Методика.
1. Холодное — горячее
Используйте для упражнений водопроводный кран. Подержите руки ребенка и свои под струей холодной воды. При этом говорите ему, что вода холодная. Затем пусть ребенок возьмется за кран с горячей водой, подержите короткое время его пальцы под струей горячей воды и быстро уберите их. Скажите: «Горячая» — и подуйте при этом на его пальцы.
Поставьте перед ребенком два напитка (например, горячий и холодный чай). Спросите его, какой из них он хочет выпить.
Поставьте перед ребенком два одинаковых сосуда, один с горячей водой, а другой — со льдом. Завяжите ребенку глаза и скажите ему, что он должен найти лед. Постоянно подчеркивайте это противопоставление: горячее — холодное.
2. Светло —темно
Знакомьте ребенка с этим противопоставлением, затемнив комнату, включая и выключая свет (говоря соответственно «светло», «темно»), освещая темные углы комнаты фонариком. Спрячьтесь в светлой комнате вместе с ребенком под одеялом, под стол, накрытый длинной скатертью.
Подчеркивайте это противопоставление: темно —светло.
3. Быстро—медленно
Разучивайте это противопоставление во время ходьбы, бега, прыжков, при езде, стуке, т.е. так, чтобы ребенок в движении мог познать разницу.
Результат. Ребенок может по требованию дать пару противопоставлений (горячее — холодное, светло —темно, быстро —медленно).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002