Задача. Учить ребенка классифицировать предметы по признакам действия.
Материал. Игрушечные машины, рыбка из пластика, кораблик, книги с картинками.
Методика. Попытайтесь как можно более наглядно объяснить ребенку понятия «летать», «ездить», «плавать». Гуляя на улице, поговорите с ребенком об этом: «Автомобиль едет. Птица летит. Самолет летит. Рыбка плывет. Кораблик плывет…»
Перенесите эти упражнения в домашние условия и поиграйте с моделями предметов, о которых беседовали на улице: игрушечная машина, железная дорога, пластиковая рыбка и кораблик в ванне или раковине. Объясните ребенку значения слов «летать», «плавать», «ездить» и спрашивайте его: «Что ездит? Покажи мне, что ездит».
Далее пусть ребенок называет то, что плавает (если он усвоил понятие «ездить»).
Только после этого вы можете начать работать с картинками, так как для этого требуется более развитый уровень абстракции.
Покажите ребенку предметы в книге с картинками. Спросите его: «Что ездит?»
Если у ребенка возникают трудности, покажите ему машину, кораблик и т.д. и расскажите, какие действия производят эти предметы, т. е. при затруднениях у ребенка нужно вернуться к предметной основе.
Результат. Ребенок показывает предметы (или называет их), которые могут ехать, плавать или летать, отвечая на вопросы: «Что едет?», «Что плавает?», «Что летает?» (два предмета такого рода).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002