Задача. В центре внимания — совершенствование правильного развертывания действий (серийные действия), допускается помощь на отдельных этапах до тех пор, пока ребенок не освоит их.
Материал. Умывальник со смесителем, мыло и, по возможности, маленький стул.
Методика. Ребенок должен держать свои руки в горизонтальном положении; если он еще мал, то подставьте ему под ноги небольшой стульчик. Встаньте позади ребенка, возьмите его руку и вместе откройте кран с холодной водой. Дайте ему почувствовать температуру воды и отчетливо понять, что она еще не совсем приятна на ощупь. Возьмите другую его руку (первая рука находится все это время под струей воды) и открывайте кран с горячей водой до тех пор, пока температура воды не достигнет желаемой. Оставьте воду течь. Как только ребенок научится самостоятельно открывать краны и устанавливать желаемую для него температуру воды, перестаньте ему помогать и похвалите его за успех. Возьмите вместе с ребенком мыло и намыльте себе руки. Покажите ему, как вы намыливаете руки. Покажите ему также, как вы трете намыленные руки, и побудите его повторить за вами это движение. Если это необходимо, то снова ведите его руки. Продемонстрируйте ему, что вы смываете мыло под водяной струей, и ведите по возможности его руки. Закройте вместе с ребенком водяные краны (сначала — горячий, чтобы ребенок не обжегся). Хвалите ребенка за любой успех и постепенно уменьшайте помощь ему (держать и вести его руки, показывать), если вы видите, что прогресс у ребенка налицо.
Для ребенка с отклонениями в физическом развитии. Если ребенок не может брать мыло обеими руками, укрепите мыло на стене или используйте мыльницу-дозатор с жидким мылом. Таким образом, ребенок сможет намыливаться одной рукой, не опасаясь, что мыло выскользнет.
Результат. Ребенок полностью моет себе руки без посторонней помощи (намыливает, моет, смывает).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002