Как научить ребенка мыть руки

Задача. В центре внимания — совершенствование правиль­ного развертывания действий (серийные действия), допускает­ся помощь на отдельных этапах до тех пор, пока ребенок не освоит их.


Материал. Умывальник со смесителем, мыло и, по возможно­сти, маленький стул.

Методика. Ребенок должен держать свои руки в горизонталь­ном положении; если он еще мал, то подставьте ему под ноги небольшой стульчик. Встаньте позади ребенка, возьмите его руку и вместе откройте кран с холодной водой. Дайте ему почувство­вать температуру воды и отчетливо понять, что она еще не совсем приятна на ощупь. Возьмите другую его руку (первая рука находится все это время под струей воды) и открывайте кран с горячей водой до тех пор, пока температура воды не достигнет желаемой. Оставьте воду течь. Как только ребенок научится самостоятельно открывать краны и устанавливать желаемую для него температуру воды, перестаньте ему помогать и похвалите его за успех. Возьми­те вместе с ребенком мыло и намыльте себе руки. Покажите ему, как вы намыливаете руки. Покажите ему также, как вы трете на­мыленные руки, и побудите его повторить за вами это движение. Если это необходимо, то снова ведите его руки. Продемонстри­руйте ему, что вы смываете мыло под водяной струей, и ведите по возможности его руки. Закройте вместе с ребенком водяные краны (сначала — горячий, чтобы ребенок не обжегся). Хвалите ребенка за любой успех и постепенно уменьшайте помощь ему (держать и вести его руки, показывать), если вы видите, что про­гресс у ребенка налицо.

Для ребенка с отклонениями в физическом развитии. Если ребе­нок не может брать мыло обеими руками, укрепите мыло на стене или используйте мыльницу-дозатор с жидким мылом. Таким об­разом, ребенок сможет намыливаться одной рукой, не опасаясь, что мыло выскользнет.

Результат. Ребенок полностью моет себе руки без посторон­ней помощи (намыливает, моет, смывает).

 

Источник:

Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002