Как научить ребенка образовывать общее (родовое) понятие

kak nauchit rebenka obrazovyvat obshhee rodovoe ponyatie Обучение и развитие ребенка раннего возраста

 

Задача. Формировать у ребенка представление об общем (ро­довом) понятии, научить пользоваться им в речи. С помощью родового понятия ребенок сможет лучше разглядеть все разно­образие окружающего мира. Он должен познать это понятие че­рез собственные критерии отбора, прийти к общеупотребитель­ным критериям.

Материал. Три коробочки, картинки с изображением живот­ных, игрушек, блюд.

Методика. Дайте ребенку вырезанные картинки игрушек, зве­рей и блюд и предложите расположить их в определенном по­рядке, по категориям, например собрать вместе картинки с изоб­ражением животных. Попросите ребенка отобрать все, что отно­сится к одной категории, и положить в коробочку. Пока не давайте общего понятия «звери», так как у ребенка, возможно, имеются собственные критерии отбора. Довольно часто — это другие кате­гории, т. е. употребляемые не так, как употребляем их мы: все жел­тые, все большие, все, которых я знаю и которых боюсь, и т. п.

Вы должны знать детские категории; в любом случае они «пра­вильны».

Если у ребенка возникают трудности, то продемонстрируйте ему, как надо делать, говоря при этом: «Я кладу всех живот­ных в эту коробочку. Корова тоже животное; ты видишь корову?» После того как ребенок понял, что вы от него ожидаете, больше не давайте ребенку никаких подсказок.

Если он не выполняет задание или не может расположить в определенном порядке данные предметы, то тогда продемонст­рируйте его ребенку и продолжайте заниматься с ним далее до тех пор, пока ребенок не сможет располагать предметы в определен­ном порядке, не нуждаясь при этом в какой-либо поддержке.

Дополнительные упражнения. Картинки должны быть наклеены на картон, чтобы их было удобно взять. Вы можете использовать картинки из букваря, каталогов, детских книг с картинками и т.д.

Результат. Ребенок может образовывать общее (родовое) по­нятие, располагая в определенном порядке три картинки с изоб­ражением животных, три — игрушек, три — блюд из четырех предметов каждой категории.

Источник:

Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Все о детях и их родителях
Добавить комментарий