Задача. Ребенок должен научиться классифицировать предметы в соответствии с их назначением.
Материал. Мяч, картинка с изображением машины, ложка, чашка, игрушка ребенка и т.д.
Методика. Покажите ребенку мяч. Пусть он его осмотрит и ощупает. Спросите: «Что ты делаешь с мячом?» Если он ничего не может сказать, покажите ему, как играют с мячом. Играйте с ребенком в мяч и описывайте свои действия словами. Затем спросите ребенка: «Что ты делал с мячом?» Покажите ребенку картинку с изображением машины. Спросите его: «Что мы делаем с машиной? Зачем нужна машина?» Дайте ему другие предметы, например деньги, и попросите рассказать об их назначении. Продолжайте это упражнение до тех пор, пока ребенок не научится объяснять назначение предметов без посторонней помощи. Не будьте особенно строгими к правильности ответа ребенка. Если он говорит: «Мы играем с машиной», то, конечно, он представляет себе игрушечный автомобиль. Следовательно, ответ правильный. Поставьте вопрос конкретнее: «Что мы делаем с настоящим автомобилем — с тем большим, который ездит по улице?» Имейте в виду, что ребенок отвечает соответственно своему уровню знаний. Данное ребенком определение является правильным с его точки зрения, хотя и не согласуется с тем, которое дают взрослые.
Результат. Ребенок объясняет два слова посредством описания их назначения.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002