Задача. Поведение ребенка от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению.
Материал. Книга сказок с картинками, кассеты, пластинки.
Методика. Наглядно-действенное мышление играет огромную роль при проведении функциональных, а также конструктивных игр. С помощью форм и образов ребенок познает качества материальных объектов (см. упражнения В 20 — В 24). Здесь речь идет о формировании представлений.
Сказки дают простор для фантазии ребенка. Они поляризуют признаки (добрый — злой, великан —карлик) и переносят их на другие существа (звери разговаривают, люди летают), заставляют эти существа превращаться (лягушка—царевна) и делают возможным невозможное (камни, растения и животные говорят, человек становится невидимым).
Расскажите ребенку сказку с простейшим образцом действия, которому он может подражать: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и т.п. Сложные истории частично еще не понимаются до конца, такие, как «Бременские музыканты» или «Снежная королева».
Вы можете использовать кассеты или пластинки, чтобы ребенок неоднократно мог слушать те или иные истории. Однако вы не должны отказываться от собственного рассказа простыми словами. Используйте одни и те же выражения и обороты речи, чтобы ребенок мог их усвоить. Для того чтобы проверить, насколько хорошо ребенок усвоил эти выражения, вы, между прочим, можете заменять их другими и понаблюдать за тем, будет ли ребенок протестовать: «Ты неправильно рассказываешь! Там надо так…»
Не используйте в этой работе с ребенком видеофильмы, так как они ограничивают фантазию ребенка.
Благодаря сказочным персонажам ребенок чувствует себя сильным, поскольку отождествляет себя с ними.
Результат. Ребенок слушает сказки довольно длительное время и поправляет отклонения от установленного порядка и способа изложения.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002