Задача. Звуки второго и третьего артикуляционного концентра очень трудны для произнесения, что часто вызывает у детей заикание. Ребенка учат изолировать звуки один от другого, чтобы правильно произносить их в сочетаниях слов.
Материал. Картинное лото.
Методика. Положите картинки с изображением предметов или сами предметы, которые содержат звуки [к], [г], [ф] и [д]. Используйте для упражнений не только те звуки, при произнесении которых ребенок испытывает трудности, но и некоторые другие. Не берите для выполнения упражнения больше одного или двух сложных для ребенка звуков и, когда произносите слово, делайте ударение на соответствующих слогах. Предложите ребенку повторить слово вслед за вами. Убедитесь, что ребенок наблюдает за движением ваших губ, когда вы произносите звук, который вызывает у ребенка наибольшие трудности.
При наибольших трудностях.
Звук [к] может получаться во время икоты: ик-ик, ик-ик…
Пусть ребенок делает боксирующие движения в воздухе; во время удара на выдохе получается звук [к]. Покажите ему, как это делается.
Звук [ф]: дующие движения губ (задувать свечу, дуть на ватку, пускать мыльные пузыри, надувать воздушный шарик, дуть в стеклянную трубку). Или: ребенок должен слегка прикусить нижнюю губу и сразу же подуть на нее.
Для детей с физическими нарушениями. У спастиков обращайте внимание на рефлексивные движения, мешающие правильному произношению. Обратитесть за помощью к логопеду.
Дополнительные упражнения. Если ребенок не может правильно произносить два и более звуков, то для тренировки каждого звука в отдельности должен составляться свой собственный план упражнений.
Результат. Ребенок может правильно произносить звуки [к], [г], [ф] и [д].
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002
Добавить комментарий