Задача. Развитие представлений о форме: а) методом проб; б)«предвосхищающим действием» при сравнении формы с предназначенным для нее отверстием.
Материал. Доска с углублениями (см. рис. 9) для круга, квадрата, треугольника.
Методика. Покажите ребенку круг, квадрат, треугольник и вставьте их в доску с отверстиями. Затем дайте ребенку эти геометрические фигуры и попросите его вставить их в свободные места. Если он не справился с заданием, уберите квадрат и треугольник и попросите ребенка вставить круг в отверстие. При этом закройте рукой или листом бумаги другие отверстия — для квадрата и треугольника. Постепенно прекращайте помогать. Если ребенок научился правильно подбирать круг к соответствующему отверстию, дайте ему квадрат, а затем — треугольник. Упражняйте ребенка до тех пор, пока он не будет подбирать геометрические фигуры к отверстиям без посторонней помощи. Геометрические фигуры должны иметь одинаковый цвет, иначе ребенок будет ориентироваться на цвет, а не на форму.
Если ребенок научился подбирать эти три фигуры, можете предложить ему и другие (см. упражнение Е 48).
Дополнительный материал. Сортировочная коробка, пластиковый сосуд (пустые банки из-под маргарина, кофе), в которых прорезаны отверстия круглой, квадратной и треугольной форм по размеру соответствующих геометрических фигур.
Результат. Ребенок правильно подбирает к соответствующим отверстиям геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник.
Рис. 9
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002