Задача. Учить ребенка различать качества материалов.
Материал. Различные предметы из металла (железа), дерева или кожи.
Методика. Попытайтесь сначала разъяснить ребенку смысл понятия «дерево». Пусть он поиграет с различными деревянными обрезками, с веткой, с корой. Ребенок должен уметь манипулировать материалом: разбивать его, выбрасывать, стучать предметами один о другой, громоздить их друг на друга. Поиграйте с ним, используя строительные кубики. Попросите его: «Принеси мне один строительный кубик. Кубик сделан из дерева»; «Принеси мне деревянную машину — она сделана из дерева». Поищите в помещении другие деревянные предметы. Наклейте на них одноцветную метку: стол, стул, шкаф, дверь и пр.
Затем вводите материал «железо». Ребенок должен чувствовать его отличительные свойства (например, в сравнении с деревом): он холодный, тяжелый, блестит.
Пусть ребенок сортирует различные предметы, сделанные из металла и дерева, ощупывает их, взвешивает на руке, сортирует в картонные коробки, в мешочки, в большом круге, обозначенном на полу и разбитом на секторы. Выбирайте для занятий предметы не окрашенные, не покрытые лаком, чтобы материал, из которого они сделаны, был осязаем и виден ребенку. Пусть ребенок постучит по ним. Предложите ребенку угадать с закрытыми глазами, какой предмет вы бросаете: из железа или из дерева.
Поищите в помещении предметы, которые сделаны из металла (электроплита, дверная ручка, горшок, столовые приборы и проч.), и наклейте на них вместе с ребенком цветную метку.
Результат. Ребенок сортирует десять предметов по признакам железа и дерева.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002