Задача. Ребенка следует подготавливать к сложному действию в одевании, такому, как завязывание шнурков.
Материал. Одежда ребенка, включая обувь и носки.
Методика. Предложите ребенку надеть свою одежду (штаны, рубашку, носки, обувь). Похвалите его за каждый успешно надетый предмет одежды. Если у ребенка возникают трудности, повторите упражнение А 56.
Побудите ребенка завязать шнурки на ботинках. Понаблюдайте за тем, насколько это ему удается. Если он не может делать узлы, то начните с того, чтобы он научился вдевать шнурок в отверстия на ботинке. Затем предложите ему зашнуровать крест- накрест. Покажите ему это на одном ботинке, попросите его повторить ваши действия на другом. Покажите ему, как один шнурок накладывается на другой. Свяжите оба шнурка, чтобы сделать первую часть узла. Сделайте петли и предложите ребенку их завязать. Это очень важно — заставить ребенка сделать самому последний шаг в короткой цепочке (узел — делать петлю — делать вторую петлю —связывать —стягивать завязанные петли).
Хвалите ребенка каждый раз, как только он полностью выполнил задание. Если ребенок готов к продвижению вперед, то разучите с ним поел едние два ш а г а. Во время упражнения располагайтесь так, чтобы сидеть позади ребенка и помогать ему в шнуровке ботинок.
Помните, что вы занимаетесь с ребенком, располагаясь к нему под углом или сзади, чтобы обувь была у него перед глазами в правильном положении. Никогда не садитесь перед ребенком, чтобы показать ему, как шнуровать ботинок, так как это будет представляться ребенку как бы в зеркальном отражении, а значит затруднительно для подражания.
Дополнительные упражнения. Проводите упражнения с разноцветными шнурками, прикрепленными к столу. Можно использовать рамки Монтессори, куклу для одевания и др.
Результат. Ребенок полностью одевается самостоятельно (штаны, рубашка, носки и обувь) и пытается по вашей просьбе зашнуровать обувь.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002