Задача. Ребенок должен понять, что изменением слова (спряжением) он может выражать то действие, которое уже произошло.
Методика. Предложите ребенку сыграть в игру, в которой он должен угадать шумы и виды деятельности, связанные с этим шумом.
Поставьте ширму. Объясните ребенку, что вы ничего не будете ему рассказывать, он должен только угадать то, что вы делали за ширмой.
Вы можете использовать для этого легко угадываемые виды деятельности:
• лить воду;
• перемешивать ложкой;
• забивать молотком гвоздь в доску;
• рвать газету;
• включить и выключить пылесос и т.д.
Спросите ребенка: «Что я сделала?» Ребенок отвечает: «Наливаешь воду (рвешь газету и т.д.)». Тогда вы говорите ему: «Да, правильно, я вылила воду (я порвала газету и т.д.)».
Для ребенка отчасти будет легче угадывать, если виды деятельности будут внутренне взаимосвязаны: «Ты налила воду; ты перемешала ложкой; ты ела из тарелки».
Поддерживайте каждый правильный ответ. Проговаривайте сами, если не услышали ответа. Требуется время, чтобы ребенок научился употреблять прошедшее время. Воспитатель обязательно должен давать ребенку образец речи.
Результат. Ребенок употребляет формы прошедшего времени; они не должны быть обязательно правильными (налил вместо наливал).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002