Задача. Расширение активного словарного запаса.
У ребенка развивается язык в двух направлениях: внешняя речь (то, что сказано) и внутренняя речь (то, что он думает).
Материал. Вещи и люди в окружении ребенка.
Методика. Словарный запас ребенка может только тогда расширяться, когда ребенок постоянно получает в течение дня новые образцы речи. Это не должны быть какие-то сложные слова или тем более предложения. Слова, состоящие из одного или двух слогов, ребенок может выучить гораздо быстрее. Прежде всего речь идет о том, чтобы с помощью постоянного повторения соотносить слово и предмет. В результате ребенок включает новые слова сначала в свой пассивный, а затем в активный словарный запас. Словами начального словарного запаса могут быть: мама, папа, бабушка, корова, машина, мяч, кукла, конфета, дерево, дом, плюшевый мишка. Эти понятия часто могут выражать весь смысл жизни ребенка и часто являются «желательными словами».
Слово «мама» может обозначать: мама должна придти, должна что-то ребенку дать, должна помочь.
Слово может быть также обозначением узнавания. Ребенок уточняет смысл слов с помощью жестов или через смысловые связи.
Результат. Ребенок употребляет пять разных слов.
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002