Материал. Ботинки ребенка, рамки Монтессори, тяжелый ботинок со шнурком.
Методика. Освоение завязывания узлов происходит в возрасте 5—6 лет, завязывания петель — 6—7 лет. Это должно учитываться при подборе упражнений, чтобы не предъявлять к ребенку чрезмерных требований. Рекомендуется работать с двухцветным шнурком, например один конец которого черный, а другой — белый. Упражняйте ребенка, находясь с ним за столом или сидя рядом или позади него. Цепочка действий должна осваиваться в обратной последовательности (последний операционный этап в цепочке становится первым).
Завязывать узлы:
1) свяжите узел, не затягивая его до конца;
2) помогите ребенку распутать узел;
3) помогите ребенку левый черный шнурок провести через «ворота» правой рукой;
4) помогите ребенку так положить черный левый шнурок на правый белый, чтобы получились «ворота»;
5) постепенно прекращайте помогать ребенку.
Продолжение. Завязывать петли (только очень ловким детям):
1) сделайте петлю, не до конца ее затягивая;
2) помогите ребенку затянуть обе свободные петли;
3) дайте ребенку держать левую петлю левой рукой и тяните правую петлю через проушину;
4) помогите ребенку положить правую белую петлю на левую черную и вставить в проушину;
5) помогите ребенку скрестить обе петли и все остальное закончить самостоятельно (см. рис. 8);
6) побуждайте ребенка каждый раз в действиях 1—5 завязывать петли и постепенно прекращайте помогать ему.
Результат. Ребенок связывает шнурки в узлы без вашего руководства, но после предварительного показа.
Рис. 8
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002