«Новая математика» Золтана Дьенеша

Золтан Дьенеш — венгерский психолог, теоретик и практик так называемой «новой математики». Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное пособие Золтана Дьенеша — «Блоки Дьенеша», которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.


Приступить к занятиям с блоками можно уже с малышом 2 лет.

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур. Они дают представление о сложнейших понятиях — алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

Блоки Дьенеша различаются по четырем свойствам:

    по форме — круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные;

    по цвету — красные, желтые и синие;

    по размеру — большие и маленькие;

    по толщине — толстые и тонкие.

Каждая фигура имеет четыре свойства. Причем, в наборе нет двух одинаковых фигур. Именно благодаря этой особенности стало возможным придумывание огромного количества игр.

К набору прилагается методическое пособие с примерами упражнений.

Самые маленькие с помощью блоков могут начинать знакомство с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый — тонкий», «такой же», «не такой».

Для малышей 2-3 лет подойдет альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких». Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, ребенок поймет, как плоские изображения превращаются в объемные предметы. Также рисунки в альбоме могут служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу. Наверняка вашему малышу будет интересно наблюдать за тем, как из обычных геометрических фигур получаются забавные изображения.

В 2 года блоки выступают как обучающий материал, ас 3 лет они превращаются в игру.

Дети 2-5 лет учатся понимать слова «одинаковые», «разные», подходят к пониманию отрицания свойств, у них развивается умение анализировать форму предметов.

На занятиях вместе с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов.

Эта методика позволяет реализовать потребность ребенка играть в слова. При этом малыш учится четко управлять союзами «и», «или», частицей «не» и другими.

Игры с блоками способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, аналитических способностей. Они формируют и развивают навыки, которые нужны для решения логических заданий: способность выявлять в объектах различные свойства, правильно их называть и удерживать в памяти одно, два или даже три свойства, умение обобщать. Все это происходит во время увлекательной игры.

Использованная литература:
Валерия Фадеева. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет (Практические советы для молодой мамы) 2010