Основные принципы методики Марии Монтессори

Педагогическая система Марии Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и самостоятельно учится.

В этой среде ребенок упражняет свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.

Основной принцип метода Монтессори — стимулировать ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Поэтому учитель помогает ребенку освоить тот или иной материал, наблюдает за тем, как происходит его развитие, заполняя индивидуальную «карту достижений». Основа педагогики Монтессори, ее девиз: «помоги мне сделать это самому». Учитель дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самому выбирать те или иные материалы для работы.

Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в том случае, если он сам об этом попросит. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он может развиваться в своем собственном темпе.

В садиках Монтессори ребенок с первых минут попадает в так называемую «подготовленную среду», в которой все пособия доступны и находятся на высоте роста малыша. Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, которое соответствует естественным психологическим потребностям ребенка.

Можно выделить пять зон развития, которые малыш последовательно осваивает за время пребывания в группе. В первую очередь, это зона упражнений практической жизни, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить и резать овощи и фрукты, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома. Учитель должен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом.

Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Упражнения практической жизни включают в себя также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов — все то, что развивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоением письма и чтения. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол стеклянный стакан, разлетаясь на мелкие кусочки, и вода разливается по всему полу, ему понятно, что он совершил ошибку. Ребенок сам расстроен, и учителю нет необходимости ругать или наказывать его. И в этом работает еще один замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок. Вообще педагогика Монтессори — это педагогика без наказаний, которые только озлобляют ребенка, рождают забитость, агрессивность и как результат — неуверенность в своих силах.

В зоне сенсорного развития малыш может получить все ощущения, которых ему так не достает в жизни. С помощью материалов он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и, конечно, развить мускульную память.

Нахождение в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в математическую зону. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. В зоне математического развития содержатся все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет — все то, что считается важным критерием готовности ребенка к школе.

Малышу как носителю языка необходима и зона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Также важно, чтобы у ребенка сформировалась целостная картина мира. И эту задачу решает зона космического воспитания. В ней малыш узнает основы ботаники, зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. В подготовленной среде ребенок знакомится с такими важными понятиями, как, например, категория пространства. И это происходит не только с помощью осознания того, что у каждого материала в группе есть свое место, каждый малыш работает на своем коврике, и тем самым он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. В группах Монтессори дети не сидят за партами. Вместо этого они сидят на коврике или за небольшим столиком, специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто — ни товарищи по группе, ни сам учитель — не вправе нарушить «работу» малыша. Если в материале, который в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два маленьких претендента, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит также и принцип разновозрастного комплектования групп. В них старшие помогают младшим. А это, в свою очередь, воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному.

Использованная литература:
Валерия Фадеева. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет (Практические советы для молодой мамы) 2010

Каталог сайтов Всего.ру
Оцените статью
Все о детях и их родителях
Добавить комментарий