В первый год жизни все дети проходят одинаковые этапы становления речи: сначала гуканье, потом мелодичный лепет и, наконец, первые слова.
А вот примерно с года возникают особенности.
У каждого малыша свой стиль: один может без передышки болтать днями и ночами, другой увлечен сочинением собственных слов, а третий уже в 2 года говорит как взрослый.
На развитие речи малыша влияет множество факторов: психологических, социальных, наследственных. Но главную роль в этом процессе играет родительский пример.
В течение второго года жизни малыша развитие речи происходит в 2 этапа:
• 1 год — 1 год 6 месяцев: происходит развитие понимания речи.
• 1 год 6 месяцев — 2 года: быстро увеличивается словарь ребенка и развивается активная речь.
К концу первого года артикуляционный аппарат ребенка только начинает формироваться, поэтому малыш способен произносить гласные звуки: «а», «V». «и», некоторые согласные: «м», «п», «б», «н», «от», «д», «к», «г».
В 12 месяцев в словарном запасе крохи имеется уже 3-5 лепетных слов и предложений: «тё-ма» (тетя Маша), «по-гу» (пойдем гулять), которыми он пользуется. Также малыш понимает простые инструкции: «поцелуй маму», «нельзя», «возьми».
Начиная с 1 года 1 месяца — 1 года 2 месяцев ребенок быстрее устанавливает связь между словом и действием. Эго происходит примерно после 2—10 повторений. Учтите это. Ваша задача — отработать у малыша четкий двигательный ответ на просьбу взрослого: «Покажи, где..«Дай мне…» идр.
В 15 месяцев малыш понимает простые инструкции. Его словарный запас увеличивается до 6 слов.
На втором году жизни ребенок уже четко произносит гласные звуки: «а», «V». «и», «о», но звуки «э», «ы» заменяет звуками «и», «йэ» (буква «с»), большинство согласных заменяет более простыми в артикуляционном отношении звуками, ряд твердых согласных заменяет мягкими, вместо «дай» — произносит «дяй», вместо «санки» — «сянки», звонкие согласные — глухими, вместо «бомбам» — «пам-пам», шипящие звуки, а также «р». вообще пока отсутствуют в его языке.
Вместе с неправильным произношением звуков отмечается упрощение слова. Оно укорачивается или произносится только слог, например «ко» или «моко» вместо «молоко», «бай-бай» вместо «спать». Голос у ребенка еще недостаточно громкий, речевой выдох слабый. Все это говорит о недостаточно окрепшем голосовом аппарате.
В 18 месяцев ребенок понимает уже довольно большое количество слов, но произносит не более 20, причем слова потруднее переиначивает на свой лад или упрощает. Иногда стремится к соединению двух простых слов, например, «оаи-оаи». «пока-пока», «ам-ам» и т. п. Ребенок уже способен составлять простейшие предложения. Если не хватает слов, жестикулирует. Он стремится осваивать все новые звуки; во время бодрствования постоянно лепечет; «разговаривает» с игрушками, «разговаривает» сам с собой, оставшись один в комнате. Иногда из произнесения звуков устраивает себе развлечение: лепечет и смеется.
Малыш различает словесные обозначения близких: мама, папа бабушка, дедушка.
К 1 году 4-5 месяцам у ребенка значительно увеличивается запас узнаваемых и называемых предметов, поэтому помимо слов, обозначающих предметы и действия, можно называть качества предметов (большой, мягкий, маленький, пушистый, легкий И т. д.).
Он все лучше понимает речь и сам произносит больше слов; его словарный запас быстро пополняется, (некоторые дети к 2-лет-нему возрасту осваивают до 50 слов, что в повседневной жизни весьма облегчает общение с ними).
Ребенок может отвечать на вопросы. С интересом прислушивается к новым словам, называет себя по имени.
Использованная литература:
Валерия Фадеева. Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет (Практические советы для молодой мамы) 2010