Возрастные особенности детей 5 лет можно охарактеризовать стремительным физическим ростом и активным развитием их умственных способностей. Организм малыша набирается сил, растет костная ткань, развиваются мышцы, формируется скелет (хотя кости пока достаточно гибкие из-за преобладания в них органических элементов). Кости черепа пятилетнего ребенка также находятся в активном росте, поэтому размер головы увеличивается пропорционально его телу.

Размеры ребенка 5 лет должны соответствовать нормам ВОЗ, выраженным следующими численными показателями, приведенными в таблице.
Наименование | Мальчик | Девочка |
Рост ребенка 5 лет, см | от 105 до 115 | от 105 до 114,5 |
Вес ребенка 5 лет, кг | от 18,3 до 19,4 | от 17,7 до 191 |
Хочется также отметить, что молочные зубы у ребенка 5 лет уже в полном составе, т.е. в количестве 20 штук. После 5 лет у деток начинается процесс смены молочных зубов на постоянные коренные зубы. При этом корни молочных зубов ослабляются, и молочные зубки расшатываются и выпадают, а вместо них появляются новые, постоянные зубки. Этот процесс, как правило, проходит безболезненно. Если Ваш малыш чувствует дискомфорт, зуд или боли, то смажьте десны специальными каплями или гелем, купленным в аптеке.
Немаловажную роль в развитии маленького человечка играет режим дня, вернее правильность его соблюдения. Какой же должен быть режим ребенка 5 лет?
Сон малыша должен длиться приблизительно 12 часов/сутки, из них десять часов – это ночной сон и два часа — дневной сон. Причем ребенок должен спать в проветриваемой комнате или на свежем воздухе. Если карапуз 5 лет отказывается днем спать, то сон можно заменить чтением книг или спокойными играми.
Итак, рабочий день малыша должен состоять из:
- утренней зарядки, после ночного сна, с последующими гигиеническими процедурами.
Малыш обязательно должен делать зарядку, состоящую из 5- 10 упражнений, разминая косточки, приобретая заряд бодрости и энергии на весь день.
- завтрака, который обычно длится полчаса с 8.00 до 8.30
- получаса свободного времени для подготовки к занятиям
- 40 минут занятий, в ходе которых малыш рисует, учит цифры, буквы, читает, складывает конструктор и многое другое
- прогулки по свежему воздуху, которая длиться в течение 2х – 2.5 часов (с 10 часов утра до 12-12.30 дня)
- подготовки к обеду и обед в течение 30 минут
- подготовки ко сну и дневной сон с 13.30-15.30, если ребенок захочет спать
- полдника, который длиться 30 минут с 15.30 до 16.00
- игр, развлечений и свободного времени пятилетнего ребенка в течение 1 часа
- вечерней прогулки до 19.00
- ужина в течение 30 минут с 19.00 до 19.30
- спокойных игр или занятий с 19.30 до 21.00
- купания и гигиенических процедур перед сном
- 21.30 – окончание рабочего дня – сон.
Ребенок пяти лет также активно, как и раньше, познает мир, ищет ответы на вопросы, фантазирует, общается со сверстниками, привлекает к себе внимание, стремиться к самостоятельности и т.д.
Развитие ребенка 5-6 лет можно оценить по уровню знаний в области математики, логического мышления, развития речи, знаний окружающего мира и даже по навыкам обихода.
Остановлюсь немного подробнее на том, что умеет ребенок 5 лет:
1. по математике:
- ориентируется в направлениях: право, лево, верх, низ и т.д.
- отвечает на вопрос: «Сколько …? Который…? Определи…? Посчитай…?»
- умеет считать 10 и более предметов
- различает предметы по форме, которые бывают круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной, трапециевидной и ромбовой формы.
- способен разделить фигуры на равные части, к примеру, апельсин, банан или мандарин может разделить на две части: себе и сестренке.
- умеет считать и туда и обратно
- проявляет логическое мышление в решении логических задач
- умеет разделять предметы по признакам, свойствам, величине и т.д.
2. по развитию речи, памяти и внимания:
- самостоятельно отвечает на вопрос: «Как?», «Почему?», «Что это?» и т.д.
- описывает картинки, составляя небольшой рассказ
- рассказывает о себе, называя ФИО, возраст, город, а также знает, как зовут родителей, бабушек и дедушек, где и кем они работают.
- может выдумывать истории, сочинять рассказы,
- может разделить ряд предложений на несколько групп, формируя их по признакам.
- рассуждает, спорит, доказывает свою правоту
- знает и читает стихи, считалки и небольшие произведения наизусть
3. по навыкам обихода:
- знает названия окружающих его предметов: мебели, посуды, одежды, электроприборов, растений, домашних животных, растений и т.д.
- ориентируется во временах года, в погодных явлениях и т.д.
- умеет пользоваться телефоном
- знает и соблюдает правила поведения за столом
- чистит зубы и полоскает рот после еды
- самостоятельно одевается, застегивая молнию, пуговицы, завязывая шнурки
- самостоятельно соблюдает правила гигиены: причесывается, моет руки, умывается, моет ножки и т.д.
- знает о светофоре, почему он горит разными цветами и как правильно переходить дорогу
- знает, какой день недели и текущий месяц.