Задача. Барахтанье развивается у здоровых детей между 7 и 9 месяцами жизни, ползание — между 10 и 12 месяцами. Такими способами передвижения ребенок может расширить радиус своих действий, что очень важно для его умственного развития: он знакомится с окружающим пространством, может узнать положение и размер предметов.
Материал. Ползунок (небольшая отполированная доска с колесиками от мебели), игрушка, кусочек еды.
Методика. При нормальном развитии движений человек (ребенок) должен пройти стадию, характерную для передвижения земноводных, — ползание, которое начинается с лежания на животе, затем барахтанья, при этом ползание может развиваться, минуя предшествующий этап. Положите ребенка животом на маленькую отполированную доску с колесиками, крепко привяжите его и поддержите его «плавающие» движения так, чтобы доска двигалась. Положите маленький предмет на пол перед ребенком и дайте ему стимул передвигаться к предмету. Ребенок приобретает при таком перемещении опыт изменения своего положения в пространстве.
Положите ребенка животом на пол и положите перед ним кусочек еды, который он охотно взял бы в рот, или его любимую игрушку. Поощрите ребенка, если он сделает движение по направлению к этому предмету: дайте ребенку вещь. Постепенно увеличивайте расстояние между ребенком и предметом.
Вы можете вызвать у ребенка реакцию амфибии, если повернете середину туловища ребенка слегка на правую сторону так, что левая сторона приподнимается, отрываясь от пола. Выпрямляется левая нога.
Из этого движения при выпрямлении плечевого пояса и опоре на предплечья возникает движение ползания по-плас— т у н с к и. У многих детей это движение развивается только после выработки реакции равновесия в положении на четвереньках и после освоения барахтанья.
Ползание предполагает свободное владение движением головы, опорной функцией рук и ног, движениями туловища во всех направлениях, комбинированными движениями наклона и выпрямления и наличие реакции равновесия в положении на четвереньках. Эти движения могут быть достигнуты и в более позднее время.
Результат. Ребенок движется вперед (перекатываясь, движениями амфибии, ползком по-пластунски и барахтаньем).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002