Задачи. Лепетные монологи принадлежат к функциональным играм, являются разговорными средствами. Нужно побуждать ребенка экспериментировать с губами, языком, небом; соединять звуки с движением. Позднее лепетные звуки вытесняются речью.
Методика. Посадите ребенка к себе на колени, но так, чтобы он мог вас видеть. Поиграйте с ним и поласкайте его. Произнесите ему отчетливо: «Мама — ма-ма-ма…» Приблизьтесь к ребенку вплотную, чтобы он мог прикоснуться к вашим губам. Побудите его проделать аналогичные движения губами и произнести самому звуки.
Включите сюда следующие упражнения (поскольку ребенок уже реагирует на свое изображение в зеркале; см. упражнение Е 8):
• открывать и закрывать рот;
• дуть и раздувать щеки;
• высовывать язык.
Снова сделайте губами лепечущее движение с помощью слогов «мама — ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Смажьте ребенку губы вареньем, чтобы ребенок, облизывая их, развивал подвижность языка, массируйте основание языка, проводя легко пальцем от подбородка к гортани и обратно; слегка двигая подбородок вправо-влево или вверх-вниз.
Используйте те игровые приемы, которые нравятся ребенку больше всего: подпрыгивать, сидя на коленях у взрослого, хлопать в ладоши («Ладушки»), пальчиковые игры.
Ребенок должен получать от этого удовольствие, вести себя непринужденно, делая при этом попытки к подражанию. Подцер— живайте сразу же каждую попытку движения губами, языком, произнесения звуков, любую другую речевую активность.
Помните, что эти упражнения нужно проводить достаточно долго, прежде чем придет успех.
Результат. Ребенок воспроизводит в ситуациях активности повторение слогов (ма-ма-ма или да-да-да/ба-ба-ба).
Источник:
Штрасмайер В. — Обучение и развитие ребенка раннего возраста — 2002